Наши земляки - герои Великой Отечественной войны
КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ ДУНАЕВСКИЙ
(27.05.1922–23.04.1945)
Константин Дмитриевич родился 27 мая 1922 года в Ржеве, окончил 6-ю городскую школу и Ржевский аэроклуб, учился в Батайском авиационном училище, работал на Дальнем Востоке. Его отец вспоминал: «Суровые требования жизни, созданные в силу сложившихся условий в нашей семье, сыграли положительную роль в формировании характера Кости. Он рано познал, что труд делает человека счастливым, полезным людям, обществу. У Кости пробудилась склонность к общественной деятельности, активное отношение к жизни». Перед самой войной он окончил Чкаловскую военную авиационную школу. Одно огорчало: шла Война, а он нес службу на далеком тыловом аэродроме. Из писем матери, Надежды Ивановны, Костя знал, что и отец, и два брата сражаются с фашистами. Он писал один рапорт за другим с неизменной просьбой: «Прошу направить на фронт».
И, наконец, желание его осуществилось в декабре 1943 года. Это был особый полк, в боевой судьбе которого слава и доблесть ежедневно ходили рядом со смертью, а добытые им разведданные порой решали судьбу стратегических операций. Летный и штурманский состав в полку подобрался крепкий, высококвалифицированный, закаленный в боях. Прошло немного времени, и новичок Дунаевский встал в ряд самых опытных, надежных разведчиков.
Дунаевский одним из первых в полку стал вылетать на разведку крупных тыловых объектов в дневное время. По десять раз его самолёт появлялся днём над Берлином, Данцигом и Гдыней, восемь раз — над Кёнигсбергом, шесть раз над Штеттином. После расшифровки доставленных им разведданных в воздух поднимались большие группы наших штурмовиков и бомбардировщиков, нанося весомый урон врагу. В экипаж Пе-2 входили, кроме командира, лётчик-наблюдатель старший лейтенант Плие Нурпеисов, стрелок-радист старший сержант Сергей Кононов (уроженец Торжка) и воздушный стрелок старший сержант Михаил Панфилов.
15 мая 1944 года при разведке железнодорожных узлов и аэродромов в Белоруссии экипаж попал в тяжёлую обстановку: у Могилева гитлеровцы встретили самолёт шквальным зенитным огнём. Но разведчик не сошёл с боевого курса и сфотографировал цель. У Бобруйска его снова обстреляли. При первом заходе на цель прямым попаданием снаряда вывело из строя левый мотор. Но, несмотря на серьёзное повреждение машины, Дунаевский сделал второй заход, заснял цель и возвратился на аэродром.
Во время операции «Багратион» по освобождению Белоруссии в июле 1944 года командир полка докладывал в Ставку: «Экипажи Глушенкова, Дунаевского при сильном противодействии ПВО противника сфотографировали предмостные укрепления города, порта и крепости Кёнигсберг и укреплённый район Мазурских озёр». Вот когда ещё начали готовить штурм столицы Восточной Пруссии.
7 сентября экипаж Дунаевского проводил разведку нескольких восточнопрусских железнодорожных узлов. В районе Ортелъсбурга
его атаковали три истребителя. Маневрируя и отстреливаясь, экипаж уходил к своим, но близ линии фронта самолёт был прижат к земле, а его правый мотор вышел из строя. Дунаевский сумел перетянуть через фронт и сел на переднем крае. Немецкая артиллерия открыла огонь по самолёту, но экипаж, успев вынуть из фотоаппаратов отснятые кассеты, укрылся от обстрела.
В начале января 1945 года по заданию Ставки Верховною главнокомандования экипаж гвардии старшего лейтенанта Дунаевского на Ту-2 выполнил с высоты 7000 м подробное площадное фотографирование Берлина, на основании которого Генштаб и маршал Жуков начали планирование взятия столицы фашистской Германии.
26 марта экипаж Дунаевского получил задание произвести разведку двух аэродромов противника в районе Берлина. Задание было выполнено, а на обратном пути экипаж, невзирая на огонь зениток и патрулирование истребителей, зашёл по собственной инициативе на центр города и произвел его фотографирование.
К апрелю 1945 года, то есть за год с небольшим, командир звена гвардии старший лейтенант Дунаевский произвёл 106 боевых вылетов на дальнюю разведку глубоких тылов и объектов обороны противника, из них 10 - в дневных условиях. 27 боевых вылетов были выполнены в сложных метеорологических условиях, при малых высотах, с одновременной штурмовкой немецких войск, эшелонов и автоколонн. По штабным данным, экипаж Дунаевского сфотографировал 148 аэродромов, 3646 железнодорожных эшелонов, 1735 зенитных батарей, 925 судов и много других объектов.
В начавшейся 16 апреля битве за Берлин приходилось подниматься в воздух по 3—5 раз в день. 23 апреля экипаж трижды летал над Берлином, возвращаясь с ценными сведениями, помогавшими наземным войскам продвигаться вперёд. В четвёртом полёте радист Сергей Кононов передал по рации донесение Дунаевского: «Задание выполнил, иду домой». Но самолёт был сбит зенитным огнём, и лучший в полку экипаж погиб.
Наш земляк похоронен на Кутузовском мемориале у польского города Болеславца.
После взятия Кёнигсберга, укрепления которого наш земляк неоднократно сфотографировал в подробностях, Дунаевский был представлен к званию Героя Советского Союза.
18 августа 1945 года гвардии старшему лейтенанту Константину Дмитриевичу Дунаевскому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
В настоящее время 47-й гвардейский Борисовский Краснознамённый ордена Суворова III степени разведывательный авиаполк ВВС России базируется в Воронеже. 9 мая 2001 года один из самолётов СУ-24МР этого полка с бортовым номером 1 получил имя «Константин Дунаевский». На фюзеляже была нанесена символика боевых заслуг полка: знак «Гвардия», орден Красною Знамени, орден Суворова и надпись «Борисовский», а также «Золотая Звезда» Героя, которой удостоился наш земляк.
По его снимкам разрабатывалась Берлинская операция. Константин Дмитриевич Дунаевский // Воробьёв В. М. ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НА ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ. Биографические очерки. Том 3. – Тверь, 2015. – С. 153 – 157.
ИВАН ПЕТРОВИЧ ЖУРАВЛЁВ
(19.10.1905– 03.05.1989)
Когда около полуночи 18 января 1943 г. по радио прозвучали слова Левитана: «...после семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда!», мало у кого уже оставались сомнения в том, кто выиграет войну. Но также долго и трудно Красная Армия и вся страна шли к этому дню, сколько жизней было принесено в жертву этой победе!
Одним из самых известных военачальников в операции «Искра», по прорыву блокады Ленинграда был ржевитянин Иван Петрович Журавлёв, командующий 14-й воздушной армией Волховского фронта, генерал-майор авиации.
В ночь на 12 января, за 40 минут до артиллерийской подготовки, сводная группа ночных бомбардировщиков генерала Журавлёва подвергла массированным ударам артиллерийские позиции и пункты управления противника в полосе прорыва. В составе армии находилось 447 самолётов – половина всего, чем располагала наша авиация в операции «Искра». Метеоусловия были очень тяжёлыми: десятибалльная облачность опустилась ниже 100 метров, горизонтальная видимость временами ухудшалась до 500 метров. Это делало невозможным применение крупных авиагрупп, поэтому поддержка наземных частей велась малыми группами штурмовиков и истребителей.
В течение недели войска Ленинградского и Волховского фронтов вели тяжёлые бои за хорошо укреплённые опорные пункты противника и продвигались навстречу друг другу. Выполняя боевую задачу, 14-я воздушная армия продолжала наносить бомбовые и штурмовые удары, надёжно прикрывала с воздуха наступление наших войск.
18 января произошла встреча воинов Ленинградского и Волховского фонтов. Блокада Ленинграда была прорвана! К концу этого дня наши войска очистили от противника всё южное побережье Ладожского озера. Планы Гитлера задушить город голодной смертью были сорваны».
Иван Петрович Журавлёв родился 19 октября 1905 года в деревне Переварово Ржевского уезда в крестьянской семье. Среднюю школу закончил в Колпино, под Ленинградом.
В 1924 году поступил в школу летчиков имени Ворошилова, в течение 10 лет служил в бомбардировочной авиации под Новгородом. В 1936 году, будучи 30-летним командиром авиаотряда, был награжден орденом Ленина. После участия в Финской войне стал майором.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом отвагу и геройство майору Ивану Петровичу Журавлёву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Талант командира, прекрасное владение авиационной техникой и личное мужество стали основанием для назначения полковника Журавлева заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа.
С первых дней Великой Отечественной войны Иван Петрович – на фронте. С июня 1942 года и до конца войны командовал 14 воздушной армией, которая после прорыва блокады участвовала в освобождении Великого Новгорода, Пскова и в разгроме фашистов в Прибалтике. 30 апреля 1943 года И.П. Журавлёву было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации».
В 1956 году по состоянию здоровья Журавлёв был уволен в запас. Жил в Ленинграде, работу с молодежью считал новым боевым заданием. В одной из школ Великого Новгорода им был создан Музей боевой славы авиаторов Волховского фронта. В 1985 году освободителю древнего города было присвоено звание «Почётный гражданин Новгорода». Именно тогда при въезде в город со стороны Санкт-Петербурга установили самолёт-памятник в честь подвига И.П. Журавлёва и его боевых товарищей. Иван Петрович Журавлёв является также Почётным гражданином города Волхова Ленинградской области.
Умер Иван Петрович весной 1989 года перед самым Днём Победы, 3 мая. Похоронен на кладбище поселка Репино Курортного района Санкт-Петербурга.
Награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 11-ю медалями, иностранным орденом.
Ржевитянин – Почётный гражданин Новгорода и Волхова. Иван Петрович Журавлёв // Воробьёв В. М. Герои Советского Союза на Тверской земле. – Тверь, 2015. – С. 200-204.
СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ТЮРИКОВ
(12.09.1910 - 24.09.1972)
Сергей Петрович Тюриков родился 21 сентября 1910 года. Окончив школу, работал на Ржевской льночесальной фабрике. Отслужив срочную службу, он остался в Красной Армии, в 1938 году окончил Харьковскую военно-авиационную школу. Уже следующий год стал для него военным: сначала поход в Западную Украину и Западную Белоруссию, а потом «зимняя война» с финнами.
Великую Отечественную войну ржевитянин встретил в Латвии в составе 31 бомбардировочного полка. В первые три недели войны полк понёс большие потери, был выведен в резерв и после перевооружения участвовал в боях под Ленинградом и Москвой.
С начала осени 1942 года полк вошёл в состав 280-й бомбардировочной авиадивизии, обеспечивая операции Волховского фронта. Вся дивизия, в том числе и экипаж бомбардировщика Сергея Тюрикова, участвовала в прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года (операция «Искра»). Командующий 14-й воздушной армией Волховского фронта генерал-майор авиации Иван Журавлёв (уроженец Ржевского района, земляк Тюрикова!), отмечал, что «за период боевых действий на Волховском фронте под руководством полковника Буянского авиачастями уничтожено 189 самолётов противника на его аэродромах и 152 самолёта в воздушных боях. Большие потери нанесены противнику в живой силе и технике... В боевой работе частей не было случаев проявления трусости и бегства с поля боя». Эта оценка в полной мере относится и к действиям экипажа Сергея Тюрикова.
В январе 1944 года наш земляк участвовал в окончательном снятии блокады Ленинграда, нанося прицельные бомбовые удары по вражеским позициям. В феврале за отличия при освобождении Новгорода полку было присвоено почётное наименование «Новгородский».
Сергей Петрович стал штурманом полка. Подсчитано, что к декабрю 1944 года бомбардировщики этой авиационной части уничтожили 44 танка, 47 орудий, 117 автомашин, 85 железнодорожных вагонов, 18 самолётов на аэродромах и многое другое.
При получении очередного задания Тюриков говорил: «Цель будет найдена и уничтожена». И никто не сомневался, что слово свое он сдержит. Боевые успехи гвардии майора Сергея Тюрикова множились. К февралю 1945 года он совершил 179 боевых вылетов на бомбардировку железнодорожных станций, опорных пунктов и войск противника, в 20 воздушных боях лично сбил два самолёта противника и один — в групповом бою. Командир полка и комдив налисали представление его к званию Героя, а командующий 15-й воздушной армией генерал-полковник Николай Науменко и командующий 2-м Прибалтийским фронтом Маршал Советского Союза Леонид Говоров утвердили это представление.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Сергею Петровичу Тюрикову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1947 году герой-лётчик окончил Высшую офицерскую школу штурманов Военно-воздушных сил СССР. С 1958 года подполковник С. П. Тюриков - в запасе. Жил в городе Львов. Скончался 24 сентября 1972 года. Похоронен в городе Львов на Лычаковском кладбище.
Награды и звания:
- Звание Герой Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года :
• Орден Ленина,
• Медаль «Золотая Звезда» № 8657.
- Орден Ленина.
- Орден Красного Знамени. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года.
- Орден Красного Знамени. Приказ Военного совета Волховского фронта № 02/н от 3 февраля 1942 года.
- Орден Красного Знамени. Приказ Военного совета 14 воздушной армии № 03/н от 8 февраля 1943 года.
- Орден Красного Знамени.
- Орден Отечественной войны II степени. Приказ Военного совета 14 воздушной армии № 034/н от 16 февраля 1943 года.
- Орден Красной Звезды.
- Медаль «За боевые заслуги». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года.
- Медаль «За оборону Ленинграда». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года.
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года.
- Медали. СССР.
Источник: Долгий воздушный путь на запад. Сергей Петрович Тюриков // Воробьёв В. М. Герои Советского Союза на тверской земле. - Тверь, 2015.- С. 455-457.
КОНСТАНТИНОВ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ
(9.03.1910 - 16.06.1994)
Границу СССР с Румынией, проходившую по рекам Пруту и Дунаю, охраняли войска Молдавского пограничного округа. 22 июня в 4 часа утра пограничные заставы внезапно подверглись артиллерийскому обстрелу. Однако планы противника были сорваны. Пограничники заранее заняли дзоты, окопы, блокгаузы и изготовились к отражению атаки. Первая попытка немецко-румынских войск переправиться на советский берег закончилась провалом.
Старший лейтенант Константинов возглавил оборону 5-й заставы, организовал залповый прицельный огонь с близких дистанций. Противник нёс значительные потери, его атаки захлёбывались, не достигая цели. В течение дня застава отразила 11 атак. Румыны вынуждены были отойти на исходные позиции. Некоторое время спустя враг обрушил на укрепления заставы огонь артиллерии. Фашисты снова перешли в атаку, теперь впереди двигались танки. И тогда пограничники решили вызвать огонь на себя. Заговорила наша дальнобойная артиллерия. Танки противника попятились назад, за ними отступила пехота. В течение ночи пограничники перегруппировывали силы, привели в порядок оборонительные сооружения, позаботились о раненных.
В обзоре боевых действий заставы говорится: «23.6.41 противник артиллерийским огнём разрушил имеющиеся 3 блокгауза. В 15.00 снова предпринял атаку. Старший лейтенант Константинов принял решение контратаковать противника, для чего разбил пограничников на 5 групп. Дождавшись темноты, в ночь на 24.6 концентрическим ударом с разных направлений атаковал противника и нанёс ему тяжёлые потери, вынудив его отойти».
В ходе боя старший лейтенант Константинов был тяжело ранен, и командование принял лейтенант Тужлов. К полудню 24 июня, когда фашисты были отброшены за линию границы, заставу сменили подразделения Красной Армии. В ходе трёхдневных боёв на участке 5-й заставы противник потерял около полка убитыми и ранеными.
До 2 июля 25-й Кагульский пограничный отряд оборонял Государственную границу и лишь по приказу командования был выведен из боя, взорвав перед этим железнодорожный мост через реку Прут. За время этих боевых действий личный состав отряда уничтожил 3047 и захватил в плен 75 солдат и офицеров противника.
Герой родился 9 марта 1910 года в деревне Зинаидово ныне Ржевского района Тверской области. Окончив сельскую школу Александр работал в колхозе, а затем на фабрике «Приводной ремень» в Москве. С 1932 года он служил в войсках ОПТУ, окончил школу младших командиров, участвовал в боях с басмачами в Средней Азии. После Саратовского пограничного училища в 1937 году наш земляк служил на западной границе СССР: был помощником начальника, начальником пограничной заставы, затем стал помощником начальника штаба пограничной комендатуры.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Константинову Александру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
О присвоении звания Героя Советского Союза Александр Константинович узнал в госпитале. После выздоровления он был назначен старшим помощником начальника отделения пограничного отряда охраны тыла Южного фронта, затем был комендантом города Шахты Ростовской области. В 1942 году его перевели на Дальний Восток, где он служил заместителем коменданта и комендантом пограничного участка. Когда в 1944 году советские войска вышли к Государственной границе СССР с Румынией, Константинов был возвращён практически туда же, где принял бой в первые дни Великой Отечественной войны, и продолжил там свою службу.
После окончания Военного института МВД Александра Константиновича назначили начальником Владивостокского пограничного отряда Тихоокеанского пограничного округа. Впоследствии он стал помощником старшего советника по войскам Министерства внутренних дел в Монгольской Народной Республике, служил на других ответственных должностях в пограничных войсках. В 1959 году полковник Константинов вышел в отставку и поселился в Одессе, работал в Черноморском морском пароходстве, скончался 16 июня 1994 года. Похоронен в Одессе на Городском кладбище.
Несмотря на утрату зрения, он вёл большую военно-патриотическую работу, писал под диктовку письма фронтовым друзьям, к нему тянулась молодёжь. Памятник в честь Героя был установлен на одной из пограничных застав.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
12-я пожарная часть г. Ржева носит имя героя ржевской земли, Героя Советского Союза А.К. Константинова, который был удостоен столь высокой награды за мужество и героизм при защите государственной границы в первые часы Великой Отечественной войны. Почетное имя Героя было присвоено ПЧ-12 в 2001 году, и это налагает на личный состав части большую ответственность.
Его внук Виктор Вениаминович Константинов, генеральный директор оборонного завода в Ржеве, видный общественный деятель - один из самых ярких и талантливых людей в современной Тверской области.
Источник:
В первых боях на границе. Александр Константинович Константинов // Воробьёв В. М. Герои Советского Союза на тверской земле. - Тверь, 2015.- С. 264-266.