Шаги Великой Победы

Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»

Григорий Бакланов – автор таких произведений, как «Июль 41-го года», «Был месяц май…», «Пядь земли», «Друзья», «Я не был убит на войне».

В 1941 году, в 17 лет, добровольцем ушёл на фронт. Сначала воевал в гаубичном артиллерийском полку, затем в звании офицера командовал батареей и сражался на Юго-Западном фронте до конца войны.

Был тяжело ранен, контужен. Закончил войну начальником разведки артдивизиона.

Войну описывает глазами воевавших на передовой, с ее грозными фронтовыми буднями. Причины тяжелых поражений на начальном этапе войны Бакланов объясняет массовыми репрессиями, атмосферой всеобщей подозрительности и страха, властвовавшего в довоенное время. Реквиемом по сгубленному войной молодому поколению, непомерной высокой цене за победу, стала повесть «Навеки – девятнадцатилетние».

Это книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. Это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст.

Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи, они, как хорошо сказал однажды Александр Твардовский, «выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке». Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулемётчиков, организовывали круговую оборону.

А самое главное – несли груз ответственности: за исход боя, за составление взвода, за жизнь вверенных людей, многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого послать в опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять задачу, потеряв по возможности меньше бойцов.

Хорошо сказано об этом чувстве лейтенантской ответственности в повести Бакланова: «Все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за всё, что есть на свете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал он один».

Вот такого храброго, верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем ещё юношу, и представил нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Григория Бакланова становится обобщённым образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит множественное число – девятнадцатилетние.

Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»

В. Быков «Мёртвым не больно»

Выходец из белорусской крестьянской семьи, Василь Быков ушел на фронт в 18-летнем возрасте. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы – на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Неудивительно, что произведения Василя Быкова пропитаны запахом войны. События с 1941 по 1945 годы оставили след в сердце писателя, отразились на его жизни и памяти.  После демобилизации жил в Белоруссии, в городе Гродно.

Главной темой его произведений являлась не сама война, а возможности человеческого духа, проявляющегося в таких тяжелых условиях. Человек всегда должен оставаться человеком и жить по совести, только в таком случае способен выжить человеческий род.

Самые известные произведения писателя: «Дожить до рассвета», «Третья ракета», «Журавлиный крик», «Альпийская баллада». Как говорил Чингиз Айтматов, Быков был сбережен судьбой для честного и правдивого творчества от имени целого поколения.

Повесть Василя Быкова «Мёртвым не больно» является одним из наиболее ярких произведений автора. События этой книги происходят в ходе зимней кампании 1944 года.

Раненого младшего лейтенанта отправляют в тыл на лечение, приказав конвоировать при этом трёх пленных немцев. При следовании они натыкаются на немецкую танковую часть, в ходе перестрелки лейтенант теряет двух пленных и своего спутника и вторично ранен в ногу. Его сообщению о немцах в тылу никто не хочет верить, в лазарете его застаёт атака немецких танков. Антиподом главного героя является капитан Сахно, которому не жаль жизней, вверенных ему людей.

Повесть «Мёртвым не больно» – одно из самых мощных и откровенных произведений отечественной «военной прозы». Отсутствие показного, ложного «героизма» в ней усиливает веру в происходящее, доходящую до эффекта полного погружения в сознание молодого интеллигента, заброшенного в кровавый хаос войны, где боли и смятения, пожалуй, действительно могут не испытывать лишь те, кто уже убит.

Именно в этой книге «мясорубка войны», через которую прошли наши отцы и деды, описана с присущим Быкову беспощадным реализмом.

«Мёртвым не больно» – вспоминал Быков, – создавалась как воспоминание, там меньше всего выдумки, там почти всё, что касается сюжета и обстоятельств, – документально».

Быков писал о войне так: «Говорить неправду о ней не только аморально, но и преступно как в отношении миллионов её жертв, так и в отношении будущего. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились, и какой ценой досталось им это избавление».

В. Быков «Мёртвым не больно»

Б. Васильев «В списках не значился»

В 1943 году, после окончания девятого класса, Борис Васильев ушел добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона и был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года, потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Борис Васильев, познавший войну на передовой, а не в тылу, не мог не писать о войне. Войну он запомнил как «гигантскую мясорубку», беспощадное действо, которое остаётся в человеке на всю жизнь. Васильев писал о такой войне, какой он её видел. А потому каждая книга, написанная Васильевым о войне, именно такая – правдивая, жёсткая, без компромиссов, без лакировки.

Нет уже на свете писателя Бориса Васильева, как и многих тех, кто пережил то страшное время. Но память ещё жива, живы и его книги.

Роман Бориса Васильева «В списках не значился», вошедший в золотой фонд литературы, рассказывает о людях и событиях самого начала Великой Отечественной войны, защитниках Брестской крепости. Главный герой, лейтенант Николай Плужников – последний защитник легендарной Брестской крепости пророчески говорит: «Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя». Но не только о сопротивлении фашистам рассказывает книга – перед нами история о преданности, любви и смерти и, конечно, о настоящем подвиге…

Динамичный сюжет, точность описания и глубокие психологические контрасты поднимают это произведение на уровень настоящей легенды.

Роман Бориса Васильева «В списках не значился» стал настоящим памятником подвигу русских солдат, обреченных на гибель в страшные первые месяцы Великой Отечественной войны.

Б. Васильев «В списках не значился»

 

Э. Казакевич «Звезда»

Почему всё же так важны книги о войне? Описывают историю, учат любить и защищать свою Родину – да, и ещё очень важное дело, именно художественные книги о войне открывают поколениям чувства и эмоции, которые кипели и вырывались наружу в тех, кто своими глазами видел и телом ощущал это столкновение.

Одним из авторов, которому мастерски удалось передать точку кипения эмоций, был Эммануил Казакевич. Когда началась война, его освободили от призыва из-за сильной близорукости, но он не собирался отсиживаться в тылу, и ушел добровольцем на фронт. Грамотный, знавший несколько языков младший лейтенант, попал в подразделение разведки. Его группа часто совершала рейды в тылу врага, добывала ценные сведения, несколько раз отбивалась от наседающих гитлеровцев.

В 1941–1945 годах служил в действующей армии, сначала в писательской роте народного ополчения, прошёл путь от рядового разведчика до начальника разведки дивизии и капитана – помощника начальника разведки армии. Награжден 8 орденами и медалями, среди которых орден Красной Звезды и медаль «За отвагу» – ими награждали за личное участие в боевых действиях.

Эммануил Казакевич подарил многим поколениям читателей множество стихов, три романа, несколько повестей, самая знаменитая среди которых «Звезда».

Повесть «Звезда» – одно из самых эмоционально проникновенных и трагических произведений русской литературы о Великой Отечественной войне. Задуманная во время Ковельской наступательной операции, эта повесть стала всемирно известной, в России переиздавалась несчетное количество раз. Взвод разведчиков лейтенанта Травкина здорово потрепало. Еще недавно 18 старых проверенных бойцов составляли его костяк. Теперь же их осталось всего двенадцать, остальные – новобранцы, непроверенные в бою, темные лошадки. Прибывший в расположение дивизии начальник разведотдела армии сообщил, что немцы готовят перегруппировку войск и следует послать разведгруппу, чтобы определить наличие резервов и таков у врага. Лейтенанту Травкину предстоит определить состав и возглавить группу разведчиков.

По словам К. Симонова, «повесть «Звезда» была и осталась одной из лучших книг о великой грозной войне. Она была трагична, потому что трагична была война; она была полна любви к людям войны и глубокой веры в них. Иначе и не могло быть, потому что Казакевич любил этих людей, знал их, дошел в их рядах до Берлина».

Э. Казакевич «Звезда»

 

А. Бек «Волоколамское шоссе»

Александр Альфредович Бек останется в нашей памяти благодаря первой правдивой книге о войне, о месяцах беспримерного противостояния, самоотверженного подвига битвы за Москву. «Волоколамское шоссе» – знаменитая повесть, проверенная годами и поколениями читателей.

Когда началась Великая Отечественная война, Александр Бек записался в народное ополчение и попал в Краснопресненскую стрелковую дивизию, при этом имел зрение минус шесть. Сколько их было, писателей, журналистов, непригодных к военной жизни! «Писательские роты» «военных неумех», поднимающих дух нашего народа!

Александр Бек с октября 1941 года в качестве военкора находился в войсках, оборонявших Москву на Волоколамском направлении. Здесь в январе 1942 года под впечатлением от пребывания в дивизии генерала И. Панфилова родился замысел главной книги Бека о войне – тетралогии «Волоколамское шоссе», состоящей из взаимосвязанных, но имеющих самостоятельное значение повестей. Повести посвящены героическому подвигу батальона панфиловцев, стойко и мужественно защищавших Москву суровой осенью 1941 года.

В центре повествования – фигура Героя Советского Союза, гвардии старшего лейтенанта артиллерии, будущего казахского писателя Баурджана Момыш-Улы. Для Баурджана, бывшего артиллериста, командира батареи, не имевшего опыта командования пехотным батальоном, 1941 год становится школой военного мастерства. Ему приходится решать судьбы своих солдат, объединить массу разрозненных людей в единый организм – боеспособную единицу, подчинить их своей воле. В результате отчаянных оборонительных боев батальон Момыш-Улы становится резервным в дивизии Панфилова и получает боевую задачу – как можно сильнее измотать врага и замедлить его наступление на Москву в районе Волоколамска. С поставленной задачей батальон справляется, несмотря на людские потери и сложнейшую ситуацию на фронте.

Бек выступил против примитивно-плакатного изображения войны, высмеяв «ефрейторов от литературы», которые пишут о бойцах, будто бы вовсе не ведающих страха, а ведь нечеловеческие трудности, трагедии выносят на своих плечах обычные люди. Героям Бека чужда патетика, ненавистна пустая фраза, они сдержанны в чувствах и скупы на слова, но зато энергичны и деятельны; показательно, что печать деловитости и внутренней дисциплины лежит и на самом стиле повести.

Этой повестью о героических защитниках Москвы зачитывались в тылу, она была в полевых сумках бойцов на фронте. О книге во Франции писали как о шедевре, в Италии – как о самом выдающемся в русской литературе произведении о войне, а в Финляндии ее изучали в Военной академии.

На сегодняшний день «Волоколамское шоссе» является лучшей книгой, где лаконичность, сдержанность документального изложения отлично подходит для изображения монументальности, трагедии войны и подвига народа. Эта огромная удача автора остается в памяти благодарных поколений читателей.

А. Бек «Волоколамское шоссе»

 

 Д. Гранин «Мой лейтенант»

Писатель Даниил Гранин прошел войну от начала до конца. В июле 1941 года Даниил Гранин добровольно вступил в ряды формируемой 1-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения и был назначен инструктором по комсомолу политотдела дивизии в звании старшего политрука. Осенью 1941 года его направили комбатом в отдельный артиллерийско-пулемётный батальон под Шушары. Однако по прибытии оказалось, что в батальоне уже есть другой командир, который отправил Гранина простым рядовым в пехотное подразделение. В этом качестве он и провёл всю блокадную зиму, после чего его направили в танковое училище и выпустили оттуда уже офицером-танкистом на фронт. Воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, получил несколько боевых орденов.  

Долгое время Гранин никому не рассказывал о том, что пришлось пережить на фронте. Да и писать об этом решился далеко не сразу.

«Мой лейтенант» – это исповедальный роман, взгляд на Великую Отечественную войну с изнанки, не с точки зрения генералов и маршалов, а из траншей и окопов. Автор дает возможность выговориться простому лейтенанту, одному из тех, кому мы обязаны победой.

Война солдату и генералу видится по-разному, так же как по-разному она видится летчику и пехотинцу. Автор позволяет нам увидеть ее глазами лейтенанта Д., одного из двух главных героев книги. Но хотя и из названия книги, и по совпадениям в биографии автора и героя видно, что лейтенант Д. очень близок автору, все, происходящее с ним на войне, его мысли и поступки, описаны очень откровенно, автор не ищет своему герою оправданий, не жалеет и не сочувствует ему. В этой книге нет того, что называют занимательным сюжетом – масштабных сражений или детективной интриги, но при этом от книги трудно оторваться, она не отпускает от себя, заставляя сопереживать героям.

В романе два героя – лейтенант и наш современник, тоже прошедший войну и умудренный опытом прожитых лет, между которыми ведется дискуссия о том, чем стала война для тех, кто воевал. Ведь тогда, на войне, им грезилось, что надо только победить, а потом начнется прекрасная и удивительная жизнь, а оказалось, что самой яркой страницей в их жизни и была война.

Гранин не противопоставляет военное поколение нынешнему, он просто рассказывает: мы были такими, так верили, так жили, так любили. И то, что его герои далеки от идеала, позволяет по-настоящему оценить и понять все, что им довелось пережить. Автор честно признается, что на многие вопросы, поставленные в книге, так и не нашел ответов. Именно из-за такой беспощадности к себе и своему поколению книга оставляет после себя одновременно горечь и восхищение теми, у кого хватало смелости жить и умирать.

Д. Гранин «Мой лейтенант»

 

К. Воробьев «Это мы, Господи!»

В начале войны Константин Воробьев был направлен курсантом в Кремлевское военное училище, которое окончил по ускоренной программе. В звании лейтенанта участвовал в боях под Москвой.

В одном из боев будущий писатель раненым попал в плен, оказался в лагере для пленных на территории Литвы. Три попытки побега, последняя оказалась удачной. Его жажда жизни и ненависть к рабству были неистребимы. В 1943–1944 годах был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда.

Закончилась война, однако вернуться на родину писатель не мог. Бывшего узника немецких концлагерей здесь ждала страшная участь – клеймо предателя и уже советский концлагерь. Пришлось пройти мучительные проверки НКВД, и лишь через 10 лет Воробьев получил заслуженную награду – медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Автобиографическая повесть Константина Воробьева «Это мы, господи» гениальна и уникальна одновременно.

Ровно тридцать дней в условиях литовского подполья, писал Константин Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Писал неистово, торопясь, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть.

Страшно читать о лагерях военнопленных, о нечеловеческом обращении фашистов с заключенными, об обезумевших, потерявших человеческий облик людях, о тщетных попытках побегов и последующих зверских пытках...

Перед нами судьба человека, одного из миллионов, попавших в немецкий плен, история лейтенанта Сергея Кострова. Но он же, один из немногих, смог выжить, духовно выстоять в этом плену, не потеряв надежды на освобождение. С самого начала Сергей решил: «...я молод и хочу жить. Значит, хочу еще бороться». И он боролся. В течение семнадцати глав автор рассказывает нам о том, что пришлось пережить его герою, что пришлось выстрадать.

Роман «Это мы, Господи!» - предупреждение людям, предупреждение о том, что война – это не просто страшно, война – смерть не только физическая, но и духовная. Это огромный удар, удар по самому больному, что есть у всех нас, – по нашей жизни, по нашим родным и близким, просто по людям...

Я не хочу войны, я хочу жить, жить и видеть синее небо над головой, яркое солнце в этом небе. Я не хочу когда-либо услышать грохот орудий, не хочу узнать, что такое война. И не дай нам, Господи, когда-либо оказаться в водовороте военных действий, попасть в омут смерти...

К. Воробьев «Это мы, Господи!»

 

В. Астафьев «Прокляты и убиты»

Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Из наградного листа на медаль «За отвагу»: «В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём».

Роман «Прокляты и убиты» вынашивался автором более полувека и, несмотря на обилие литературы о Великой Отечественной войне, все же явился воистину откровением о России, о взаимоотношениях русских людей с людьми других национальностей.

Необычно уже само название романа, пришедшее из писаний русских старообрядцев: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Столь же необычно в этой эпопее все – идея войны как наказания Божия, посланного народу за ужасы революции и отказ от веры; предельный реализм в описаниях солдатского быта; удивительно искренний и народный патриотизм, сочетающийся со столь же глубинным и народным неприятием «советчины». Ничего подобного в русской «военной» прозе не было ни до, ни после удивительной эпопеи Астафьева.

Роман «Прокляты и убиты» – одно из самых драматичных и правдивых произведений о солдатах Великой Отечественной войны. Этим романом писатель подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума».

Виктор Астафьев, как и многие писатели-фронтовики Великой Отечественной войны, в своём творчестве показал войну, как великую трагедию, увиденную глазами простого солдата – человека, являющегося основой всей армии; именно ему наказания достаются в изобилии, а награды обходят его стороной. Этот собирательный, наполовину автобиографичный образ фронтовика, живущего одной жизнью с товарищами и приучившегося бесстрашно смотреть смерти в глаза, Астафьев во многом списал с себя и своих фронтовых друзей, противопоставив его приживалам-тыловикам, в большинстве своём обитавших в относительно неопасной прифронтовой зоне на протяжении всей войны.

Виктор Астафьев, автор таких известных произведений, как «Царь Рыба», «Последний поклон», «Кража» за свою якобы приверженность к Западу и склонность к шовинизму, которую критики усмотрели в его произведениях, на склоне лет был брошен на произвол судьбы государством, за которое воевал, и отправлен умирать в свою родную деревню. Именно такую горькую цену пришлось заплатить Виктору Астафьеву – человеку, который никогда не отказывался от написанного, за желание говорить правду, горькую и печальную.

«...О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскалённые угли в сердце, сжигающие здоровье и сон... Трудно писать о войне, хотя во мне «моя война» идёт и идёт своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое». (В. Астафьев)

Читать роман «Прокляты и убиты» В. Астафьева

 

Ю. Бондарев «Горячий снег»

В 1941 году будущий писатель Юрий Бондарев вместе со своими сверстниками участвовал в возведении оборонительных укреплений; после окончания пехотного училища воевал под Сталинградом в качестве командира минометного расчета. Затем контузия, легкое обморожение и ранение в спину, не ставшее помехой для возвращения на фронт, участие в освобождении Киева, долгий путь до Польши и Чехословакии. После демобилизации Юрий Бондарев поступил в литературный институт им. Горького, где ему довелось попасть на творческий семинар под руководством Константина Паустовского, привившего будущему писателю любовь к великому искусству пера и умению сказать свое слово.

Всю жизнь Юрий помнил запах мерзлого, твердого как камень хлеба и аромат солдатской каши, ожоги стужи в степях Сталинграда, ледяной холод прокаленных морозом орудий, металл которых чувствовался через рукавицы, пороховой смрад стреляных гильз и пустынное безмолвие ночного звездного неба.

В самом знаменитом романе Юрия Бондарева «Горячий снег» остро поднята тема героизма советского народа в период самых тяжелых для него испытаний. События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны.

Главные герои повести – это «маленькие великие люди». Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз. Они просто делают свое дело – защищают Родину. Герои проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание – испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека.

Морозные стылые зори, круговорот крови и ужаса, стремление выжить, невозможность отступить. И среди всего этого теплится в душах героев простое желание любить и быть любимыми, которое сильнее страха смерти и приближающихся немецких танков.

Юрий Бондарев никогда не приукрашивал войну. На войне он окончательно понял, что человек рождается не для ненависти, а для любви. Именно во фронтовых условиях в сознание писателя вошли кристально чистые заповеди любви к Родине, верности и порядочности. Ведь в бою все обнажено, добро и зло различимо, и каждый делал свой осознанный выбор. Как считает Юрий Бондарев, человеку жизнь дана не просто так, а для выполнения определенной миссии, и важно не растрачивать себя по пустякам, а воспитывать собственную душу, борясь за свободное существование и во имя справедливости.

Ю. Бондарев «Горячий снег»